Мероприятия по охране здоровья

Организация комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ГБДОУ №4

 

Содержание

Периодичность выполнения

Рекомендации по организации

Утренняя гимнастика                 (в зависимости от времени года и погодных условий проводится  либо в групповом помещении, либо  на свежем воздухе.)

Ежедневно

 

Основной эффект утренней гимнастики -  создание эмоционально – положительного настроя на предстоящий день.

Формы: традиционная, игровая, сюжетная.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) Физическая культура

3 раза в неделю

(2 раза в физ. зале и 1 раз на улице) в холодное время года. В тёплое время года вся организация  НОД по «физической культуре» проводятся на свежем воздухе ( в зависимости от метеоусловий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение НОД «Физическая культура» как в физ. зале, так и на свежем воздухе обеспечивает совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребёнка. НОД в физ. зале: проводится в хорошо проветренном  и освещённом помещении.

Организация НОД «Физическая культура» предполагает наличие физкультурной формы

Температура воздуха

Одежда

Допустимое число слоёв одежды в области туловища

tC 15- 19

Хлопчатобумажная белая футболка, спортивная кофта (или футболка с длинным рукавом),  х/б трикотажные чёрные спортивные брюки, х/б носки и спортивные кеды на резиновой подошве хорошо фиксируемые на ноге

 

 

                 1-2

(майку из-под одежды снимаем)

tC 20 - 22

х/б белая футболка с коротким рукавом, х/б трикотажные чёрные шорты, сменные носки, спортивные кеды (мягкие кроссовки) на резиновой подошве хорошо фиксируемые на ноге

 

 

 

          1

(майку из-под одежды снимаем)

tC 23 и выше

Тонкий  х/б трикотажный спортивный костюм; футболка  коротким рукавом и шорты, сменные носки и спортивная обувь хорошо фиксируемая на ноге

 

 

         1-2

(майку из-под одежды снимаем)

 

группа

Продолжительность частей занятий  (мин)

 

Общая продолжительность

(мин)

вводная

основная

Заключи-

тельная

средняя

2,5-4

15-17

2,5-4

20-25

старшая

3-4

19-22

3-4

25-30

подготовительная

4-5

22-25

4-5

30-35

 

 

После НОД «Физическая культура» дети осуществляют умывание и полностью переодеваются в повседневное бельё и одежду.

 

Час двигательной активности (ЧДА)

1 раз в неделю

Включает в себя ряд подвижных игр, которые могут объединятся единым сюжетом с учётом различных видов игр и чередования темпа подвижности. 

Временные рамки:

 Младшая группа – 15 -20 минут

Средняя группа -  20 -25

Старший дошкольный возраст – 25 – 30 минут

Спортивные досуги и развлечения

1 раз в месяц

(1 раз в год проводится «Неделя здоровья» на всех возрастных группах)

Проводятся в привычной для детей обстановке, с использованием знакомых игр и упражнений. Могут включать в себя такие блоки:

1-подвижные игры;

2-спортивные игры;

3-народные игры;

4-игрызэстафеты. Блоки чередуются, могут включать в себя игры малой подвижности, физические упражнения, закаливающие процедуры (воздушно-солнечные ванны, хождение по дорожкам здоровья). Досуги обязательно включают в себя музыкальное сопровождение, литературно-художественный материал, яркий наглядный и игровой материал.

Прогулка  с включением подвижных игр и упражнений

2 раза в день

Подвижные игры –обязательный элемент прогулок (ежедневно 12-14 раз). Но это не 12-14 различных игр, а 4-5, каждая из игр проводится 3-4 раза. Каждую неделю необходимо планировать 2-3 новые игры. Чтобы поддерживать интерес необходимо игры усложнять и разнообразить. Интенсивность двигательной нагрузки игр регулируется согласно погодным условиям, в тёплую погоду проводятся более спокойные игры.

Музыкально – ритмические занятия

2 раза в неделю

Проводится согласно расписанию. В занятии используются: дыхательная и пальчиковые гимнастики,  фонопедические упражнения, элементы логоритмики, этюды и тренинги на эмоции. Элементы ритмопластики и музыкотерапии и использование фоновой музыки в режимных моментах и музыкально – театрализованной деятельности

 

Гимнастика для глаз (офтальмотренаж)

Во время организации НОД на физминутках, гимнастических комплексах после сна

Игровые упражнения для глаз

Гимнастика  после  дневного сна

ежедневно

Проводится ежедневно по мере пробуждения и подъёма детей, длительность не более 10 минут. Включает в себя гимнастику пробуждения, дыхательную гимнастику, поглаживающий массаж, хождение по массажным дорожкам, ребристой доске, профилактические упражнения (используется нестандартное физкультурное оборудование для профилактики плоскостопия, сколиоза), пальчиковую гимнастику. Используется интеллектуальный и антистрессовый массаж. Завершается гимнастика после сна умыванием.

Пальчиковая гимнастика

3 – 4 раза в день

Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости  детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвращает возможность возникновения детских неврозов. Обеспечивает  развитие мелкой моторики, чувства ритма, умения двигаться в соответствии со словами

Физкультминутки

ежедневно

Проводятся по мере необходимости в зависимости от вида и содержания организованной педагогом деятельности; продолжительность 3 – 5 минут

Пищеварительная гимнастика (психологический комплекс для оптимизации работы системы пищеварения. Методика А. С. Руденко)

ежедневно

Выполняется ежедневно за столом перед каждым приёмом пищи.

 

 

 

 

 

Активный отдых:

 - целевые прогулки на территории ДОУ

 

Прогулка на свежем воздухе – это всегда положительные эмоции, общение, творчество, что является важнейшим фактором оздоровления  и развития детей. Удобная одежда и обувь способствуют успешному их проведению. Продолжительность прогулок (на примере старшего дошкольного возраста) не должна превышать 30 – 40 минут в один конец. Каждые 10 – 15 минут пути следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 5 минут. Во время прогулки обеспечивается деятельность средней и малой (отдых после перехода) интенсивности, затем детям раздаются физкультурные пособия для активной деятельности. Перед возвращением рекомендуется вновь перейти к спокойной деятельности.

На конечном пункте даётся привал на 20 минут. Во время отдыха проводятся необходимые наблюдения, беседы, дидактические игры и т.д

Целевые прогулки на территории ДОУ рекомендуется проводить в конце недели, что позволяет предупредить развитие психического утомления детей в условиях замкнутого пространства прогулочной площадки.

 

Непосредственно образовательная деятельность  с педагогом доп. образования «Уроки здоровья»

1 раз в неделю на старших и подготовительных группах

Проводится согласно расписанию. В занятии используются игры и упражнения на активизацию знаний детей о собственном здоровье, культуре здоровья, безопасности жизнедеятельности.  На занятиях применяются здоровьесберегающие технологии.

Непосредственно образовательная  деятельность с педагогом - психологом

1 раз в неделю на старших и подготовительных группах

Проводится согласно расписанию и планированию педагога - психолога.  Состоит из нескольких блоков: познавательное  развитие (развитие всех ППП: внимание, память, восприятие, мышление, воображение и т.д), социально – коммуникативное развитие (социализация, коммуникативное развитие, формирование адекватной самооценки, эмоциональное развитие, психологическая готовность к школьному обучению).

Индивидуальные занятия с педагогом - психологом

В соответствии с планом индивидуальной работы

Индивидуальная развивающая и профилактическая  деятельность с воспитанниками осуществляется для поддержки ребёнка в течение адаптационного периода и для оказания квалифицированной помощи ребёнку в  сложной ситуации для предотвращения  проблем развития и факторов риска для психического здоровья.

Релаксационные упражнения

 

 

Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы

Ежедневно перед дневным сном

 

ежедневно

Выполняются релаксационные, саморегуляционные упражнения в стихотворной форме

 

Использование аудиокомпозиций: голоса птиц, зверей, шум прибоя и т.д. Использование бессюжетных сказок по методике Лисиной «Баиньки»

 

Функция фоновой музыки

Репертуар (на примере старшей группы)

Релаксирующая (расслабляющая)

К. В. Глюк «Мелодия»

К. Дебюсси»Облака»

Тонизирующая (повышающая настроение)

Э. Григ «Утро»

И. Штраус «Весенние голоса»

Активизирующая (возбуждающая)

М. И. Глинка «Комаринская»

В. А. Моцарт «Турецкое рондо»

П. И. Чайковский «Вальс цветов»

Успокаивающая (умиротворяющая)

К. Сен – Санс «Лебеди»

Ф. Шуберт «Серенада»

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

Ф. Шуберт «Музыкальный момент»

А. Вивальди «Времена года» («Весна» «Лето»)

С. Прокофьев «Марш»

 

 

Психогимнастика

Ежедневно на занятиях, в повседневной деятельности

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры и тренинговые упражнения на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний

Игры с песком

Во время ежедневных прогулок и 1 раз в месяц в кабинете педагога - психолога

Использование таких приёмов, как просеивание песка через ладошки, смешивание его с водой, изготовление из мокрого песка различных фигурок и поделок, строительство городка для  киндер – игрушек и т.д.

Цели игр: стабилизировать эмоциональное состояние; формировать самооценку; обучать  самовыражению, общению с другими детьми; умению разрешать конфликты, выражать свои переживания;  развивать внимание, память, воображение, восприятие, речь, мелкую и крупную моторику рук. 

Обеспечение благоприятного психологического климата в группах и ДОУ в целом

ежедневно

Альтруистический стиль общения педагога с детьми. Осуществление педагогики сотрудничества, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством создания позитивного психологического климата в группе для всех детей, в том числе принадлежащим к разным национально – культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.

Психолого – педагогическая  оценка  и отслеживание динамики развития детей дошкольного возраста.

В начале и в конце года, а так же по запросам родителей

Участие ребёнка в психолого – педагогической диагностике допускается только с согласия родителей.  Психолого – педагогической диагностика проводится в форме игры с целью  индивидуализации образования . а так же выявления достижений и проблем в развитии, факторов риска для психологического здоровья.

Дыхательная гимнастика в игровой форме

3 раза в день во время утренней гимнастики, на физкультурном занятии, после сна

Необходимое условие правильного развития, хорошего роста издоровья – умение правильно дышать. Ребёнка легко можно научить правильному дыханию.

 

Употребление фруктов и кефира

Второй завтрак

Согласно меню

С – витаминизация третьего блюда

Обед

Согласно меню

Солнечные и воздушные ванны

ежедневно

Солнечные ванны проводятся на прогулках в весенне – летнее время, а воздушные ванны  в течение года  во время прогулок.

Самомассаж (массаж биологически активных зон (лица), аурикулярный массаж (ушных раковин), массаж кистей, массаж стоп)

ежедневно

Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие  на центральную нервную систему, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей.

     На начальном этапе все новые движения и упражнения показывает педагог, побуждая детей копировать. Затем выполняет их вместе с детьми, после чего дети переходят к самомассажу по инструкции педагога. Начинать самомассаж нужно с прогревающих движений, что делает  мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений.

 

Игры с водой

Во время прогулки в летний период

Для поддержания закаливающего эффекта следует широко использовать игры с водой. Температура воды должна быть не ниже 23 градусов.

 

Обливание ног

Перед сном в летний период

Общее обливание: Ноги ребёнка поливаются тёплой водой. После чего ноги протираются досуха, и ребёнок делает себе индивидуальный массаж пальчиков ног и стоп. В  массаж стопы входят растирание, пощипывание и похлопывание.